Rotten Kepken (rotten_k) wrote,
Rotten Kepken
rotten_k

Categories:

Рассел Д. Джонс - "Люди с того края".

(Книгу можно купить здесь; на всякий случай: первая часть, дилогия целиком)



(Тут такая обязательная вводная, но я эту вводную опущу, ОК? "Читатели джва года с нетерпением ожидали выхода новой книги культовой волгоградской писательницы Расселл Д. Джонс, работающей в непривычном, но уже полюбившемся публике жанре социальной феминистской фантастики... новая встреча с полюбившимися героинями... продолжение захватывающих приключений... неожиданный взгляд... раздвигаются рамки авторской вселенной..." и т.д. - сами всё знаете, так что я время буду тратить?)



1.
Первая книга была тортослайсом.

Нет, конечно, и мир был слегка непривычен (для тортослайса - очень слегка, на уровне "едят палочками"), и драматические события происходили, и некоторым читателям там даже с чего-то подгорело (подумаешь - мир, созданный для того, чтобы школьницы наслаждались бытием! фактически - "Как должен быть устроен мир, чтобы существование "Кеёна" в нём было правилом, а не исключением" - или вы не любите "Кеён"?! фу такими быть!) - словом, это был очень уютный и очень комфортабельный мир, с сёдзё-аем и чуть ли не миядзаковской пасторальностью.

А глупые злодеи сами виноваты.


2.
Первую книгу можно было представить сериалом от Кёто Анимейшн. Вторая книга стала хардкорным научно-фантастическим комиксом из самого сердца бесцензурной, страшной и восхитительной Атомной Эры. Воплощение всех мечтаний и всех кошмаров.

Это, с одной стороны, "будущее внуков" во всём своём блеске - с космическими полётами, искинами, генными модификациями, контролем климата, андроидами, терраформированием, эксплорингом далёких планет и совершенно искренним гимном во славу научного познания мира.

А с другой - такое же искреннее и твёрдое убеждение, что наш мир накрывается огромной медной пиздой.


3.
У меня нет под рукой справочника литературных коэффициентов, поэтому я затрудняюсь подсчитать, сколько цистерн яда было вылито на наш мир Расселл - двадцать три или же двадцать четыре? Академический вопрос.

По щщам отхватили все.

Да, отхватила немеркнущая классика вроде корпораций или "бриллиантовых мальчиков" (это каламбур такой, прочитаете - поймёте) - но отхватила по-новому и весьма изобретательно. Так же изобретательно отхватили спецслужбы (Оруэлл и "кровавая гэбня" нервно курят в сторонке: чтобы быть страшными - необязательно прям вот пытать, можно куда как хуже и эффективнее; да, "эффективные менеджеры тоже отхватили, разумеется). Отхватило стремление к комфорту любой ценой и тупая уверенность в собственной защищённости. Отхватило - внезапно! - "Давайте решим этот вопрос голосованием!" и "Я знаю свои права!" Отхватили те, кто думал, что ну уж их-то это точно не касается. И как отхватили светлые человечки в белых пальто, боже мой! - все эти спасения планеты путём раздельного сбора мусора или усыновления малюток из голодающей Африке, Расселл на них отплясалась с особенным удовольствием.

А вы думали, будто каракули вроде "Беспощадной толерантности" - это офигеть какая критика, а выбор гендера в Фейсбуке - прям вот торжество радфем? Так это у вас нормальной фем-критики никогда не было. Злой и хладнокровной. К тому же, повторю, у нас тут Атомная Эра, а потому никакого стёба и никакой насмешки: персонаж, действия, последствия.

Старая школа.


4.
Потому что яд ядом, а сюжет у вторых "Людей" превосходный.

Чистая классика: "Прилетели, строим колонию, но..." Тут одни скажут "штамп", другие "традиция", и обе стороны будут неправы: раз увлекательно, захватывающе и напряжённо - значит, правильно.

Нет, чтобы прямо вот клиффхангеров в сюжете будет ровно один, да и тот больше относится к объяснению первой части; всё остальное - та же "старая школа": развитие конфликта через акты и прояснение мотиваций действующих лиц (не помню, как оно правильно формулируется - но вы поняли, да?) - для чего Расселл пришлось выводить просто дофига очень тщательно проработанных этих самых действующих лиц, ну и Паулу Рубио.


5.
Собственно, если бы во вторых "Людях" была лишь одна майора Паула Рубио - это уже была бы великая и любимая книга.

Нет, я тут просто умолкаю. В смысле, членораздельная речь у меня заканчивается - и начинаются восторженные междометия.

Видите ли: Атомная Эра, увы, была лишена таких героинь на главных ролях - Расселл восполнила пробел, и от этого восполнения можно только восторженно орать.

Судите сами: армейская (по собственному признанию Расселл - частью списанная с Той Самой Васкез), майорские погоны, лёгкое презрение к гражданским и к бессмысленным гражданским ритуалам, серьёзное уважение к любым профи (знаете, что такое настоящая толерантность? без гримас, а реально настоящая? - вот, майора объяснит), жёсткое и чёткое управление колонистами, ненависть к политике, трезвое понимание границ своей крутизны (это особенно восхитило: никакого "круче нас только яйца", вместо этого "вот это я могу, а это не могу, а это могу. но последствия того не стоят"), нелюбовь к власти (потому что любая майора в курсе, что такое власть: это геморрой) - словом, вспомните сестрюню главгероя из хайнлановского "Тоннеля в небе", помножьте её на 200 и дайте ей 30 лет армейского опыта...

...и при этом она - безусловно главная и безусловно положительная героиня книги. И, чёрт побери, если бы в конце жизни майора сказала бы мне "Ты неплохо справился... для гражданского" - я бы заорал "Мэм! йес, мэм!" - и бодрым шагом удалился в сторону Вальхаллы.

Ну а теперь можете начинать шутить про "чёрную лесбиянку", только не советую: не стоит огорчать майору Паулу Рубио.


6.
Яд- это хорошо, и сюжет - это хорошо, но и не майорой единой.

Расселл за два года, прошедших с выхода первой книги, очень здорово прибавила в мастерстве - и смогла выдать во второй полтора десятка только основных действующих лиц: очень разных (по любым параметрам), очень объёмных (терпеть не могу это слово, но по усталости не могу подобрать что-то менее затёртое), вручила всем им по личному монологу (фишка, которая наметилась в первой книге, стала великолепным фирменным приёмом) и - нет, в итоге вы даже таких редких мерзавцев, как Занны (и старший, и младший), будете прекрасно понимать. И сочувствовать - даже мадам Димаксян, я уж не говорю о таких сногсшибательных героинях, как аристократка Сюльви Ёнссон или нищебродная технололи Ханна-Хесса Абдул.


7.
И последнее aka личное.

Расселл, спасибо за сэра Ораза Кэмпбелла. Это был охрененный финал, всегда мечтал о таком.


PS Отдельный респект художницам за обложку. И если Зоуи я представлял себе чуть иначе, то Паула и Сюльви отрисованы просто снайперски.


.
Tags: гайдзины не умеют делать сёдзё-ай, заем мира и созидания, книги, обложки
Subscribe

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Просто так: стартрековое.

    "Дискавери" я постл первого сезона забросил, но вот прислали мне офигенный кадр: Корабль Федерации "Ле Гуин" - это... это...…

  • "The Goldfinch/Щегол", 2019.

    Ну что, посмотрел я этого вашего "Щегла". И придётся мне сейчас делать то, что я делать категорически не люблю - сравнивать фильм Джона…

  • Просто так: дневное.

    Увы, но по обстоятельствам здоровья не могу запостить анимэшных скринов. А пока пусть будет детская сказка про добрую девочку Элли, её весёлых…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments